Разберемся сначала с определением слова геймификация. Геймификация — это использование игровых элементов в процессе обучения. Её целями являются: привлечение внимание обучающихся, преобразование внешней мотивации во внутреннюю, формирование интереса к решению задач.
Геймификация используется повсеместно: в школе, университете, на работе. Это не превращение учёбы в игру, совсем нет. Например, оценки — это тоже геймификация, только скрытая.
- Содержание:
- Определение и цели
- 5 основных приемов геймификации
- Виды геймификации: внутренняя и внешняя
- Плюсы и минусы геймификации
- Геймификация в онлайн-курсах: 5 вопросов для внедрения
- Основные игровые элементы
- Основные 3 потребности игроков
- Заключение
Определение и цели
Разберемся сначала с определением слова геймификация. Геймификация — это использование игровых элементов в процессе обучения. Её целями являются: привлечение внимание обучающихся, преобразование внешней мотивации во внутреннюю, формирование интереса к решению задач.
Геймификация используется повсеместно: в школе, университете, на работе. Это не превращение учёбы в игру, совсем нет. Например, оценки — это тоже геймификация, только скрытая.
5 основных приемов геймификации
- Сторителлинг. Если говорить грубо, то это подход, при котором мы “заворачиваем” наш суровый материал в красивую обертку. Например, превращаем изучение истории в онлайн-квест, где в каждой локации открывается нужная нам информация.
- Дробление информации. Из названия этого пункта становится понятно, что мы будем “дробить” информацию. Согласитесь, если в увлекательной игре будут мини-уровни, где каждый уровень сложнее предыдущего, вам будет интереснее играть, чем в игру, где 1 уровень сложности hard, который вы не сможете пройти.
- Элементы соревнования. Вам известно чувство, когда бушует адреналин, когда переполняет чувство азарта? Элементы соревнования созданы специально для того, чтобы вызывать в Вас такие чувства и подогревать интерес. Это может быть интересный проверочный тест или конкурс на лучшего сотрудника.
- Поощрения(мотивация). На самом деле, оценки в школе, в вузе, наши зарплаты — это все наша мотивация. Но, например, виртуальные баллы или игровые кубки вызывают в нас больше мотивации (особенно если их можно будет обменять в последствии на реальные призы), поскольку являются игровыми элементами и мы воспринимаем их с большим азартом.
- Общение. Гораздо интереснее играть в игры, в которых есть чат. Напомню, что общение — это естественная потребность каждого человека, поэтому игры, в которых можно общаться, будут пользоваться большей популярностью, чем те, в которых игрок находится совершенно один.
Виды геймификации: внутренняя и внешняя
Внутренняя геймификация — это геймификация, которая происходит внутри сообщества. Например: в классе, в группе, в рабочем коллективе. В данном случае элементы игры внедряются в учебный(рабочий) процесс, с целью укрепить отношения в коллективе, получить определенный результат, добиться вместе поставленных целей, выполнить поставленный план.
Внешняя геймификация — это геймификация, которая происходит при общении с клиентом. Например, различные бонусные баллы, программы лояльности, разные квесты (популярны при изучении языка). Это все делается для того, чтобы клиент чаще совершал покупки и не уходил к конкурентам.
Плюсы и минусы геймификации
Плюсы:
- Повышается вовлеченность
- Растет мотивация
- Растут достижения
- Становится видно лидеров
- Налаживается атмосфера в коллективе, укрепляется командный дух
- Развивается инновационное мышление
- Развивается корпоративная культура
Минусы:
- Возможно создание конфликтных ситуаций из-за рейтинга
- Поверхностность
- Краткосрочный эффект
- Не все хотят участвовать
- Игры надоедают
- Преобладание игр над действительно важными задачами
- Необходимость выделять бюджет на новые игровые элементы
Геймификация в онлайн курсах. 5 вопросов, на которые обязательно нужно ответить для внедрения
- Какая проблема будет решена с помощью геймификации? Это нехватка мотивации для обучения? Или маленькое время пребывания на портале с курсами?
- Кто будет участвовать в игре? Это дети школьного возраста или мужчины лет 35-40? А может быть это домохозяйки? Нужно подумать для какой целевой аудитории будет создаваться наш контент и будет ли он интересен именно им.
- Интересно ли реализован проект? Неинтересные задания, которые не приносят результатов, заставят пользователя быстро отказаться от ваших курсов. Главное - заинтересовать наших участников.
- Можно ли предугадать путь участника, зная алгоритм? Каждый участник должен знать и понимать все правила, при этом должна быть прописана система бонусов (что получает участник за определенное действие)
- Будет ли игра мешать процессу обучения? Игровые цели – вишенка на торте, цель обучения является приоритетной. Стоит помнить, что если в игре участник все время видит себя на последнем месте, то он может покинуть не только игру, но и сами курсы. Да и если игра ставится выше, чем обучение, то непроизвольно возникает мысль: “стоит ли связываться с такими курсами?”
Основные игровые элементы
- Баллы. За каждое задание, игрок получает баллы/очки/бонусы, но увлекаться ими не стоит, потому что интересовать они могут только до определенного момента. Обычно, из них составляется рейтинг игрока
- Звания. “Мастер”, “новичок”, “продвинутый” и т.п - звания, которые даются игроку по достижении нужного количества баллов
- Рейтинг. То, что видно каждому игроку - рейтинговая таблица. Чтобы у игроков не отпадал интерес, можно сделать рейтинг по нескольким параметрам
Основные 3 потребности игроков
- Автономия. Игрок должен сам выбирать играть или нет, а также выбирать во что именно ему играть и как достигать успеха.
- Компетентность. У игрока должно возникать чувство того, что он победитель, потому что он разобрался и со всем справился. Чувство удовлетворенности.
- Признание. Игрок должен иметь возможность делиться своими результатами с друзьями и другими пользователями.
Заключение
Геймификация - очень интересный и инновационный подход к обучению, который можно использовать во многих случаях. Главное помнить, что целью обучения является получение знаний, а каким именно образом получать эти знания - отдельный выбор каждого человека. Геймификация определенно разнообразит скучные уроки и укрепит отношения в коллективе.
Подробнее...