kak-sozdat-onlajn-kurs-4 Как создать онлайн-курс

Онлайн-курсы — тренд последнего года. Несмотря на обилие предложения и высокую конкуренцию, направление ещё не исчерпало спрос. Плюс в условиях пандемии многие люди вынуждены менять профессию и ищут возможности онлайн-обучения. Расскажем, как создать нужный людям онлайн-курс, выгодно продать его и получать стабильную прибыль.

Как выбрать тему и целевую аудиторию

На первом этапе создания онлайн-курса нужно определиться с темой и исходя из неё изучить целевую аудиторию. Проще всего исходить из своих знаний и самому стать спикером. Но даже если вы не являетесь специалистом востребованного направления, вы всё равно сможете запустить успешный онлайн-курс. Ведь это бизнес, и главное здесь — правильно всё организовать.

Выбор темы курса

Запуск любого продукта всегда начинается с исследования рынка. Именно этот первый шаг помогает выбрать для себя приоритетную нишу. Под онлайн-образованием понимается широкий ассортимент услуг, от детских обучающих курсов до высшего профессионального образования.

Самый простой путь выбрать тему — следовать рынку и продавать то, что больше всего покупают. Приведём некоторые данные. На рисунке ниже представлена прогнозируемая структура рынка онлайн-образования к 2030 году.

kak-sozdat-onlajn-kurs-1 Как создать онлайн-курс

Как видно, основная доля приходится на профессиональное и школьное обучение. То есть онлайн-курсы, ориентированные на школьников и студентов, вероятно, будут наиболее востребованными. Однако и конкуренция здесь выше.

Онлайн-обучение школьников и студентов должно быть привязано к основным программам учебного заведения: дополнять его, тренировать навыки. Это самый беспроигрышный способ выбрать тему для онлайн-курса.

Согласно данным исследовательской группы Edmarket.Digital, российский рынок онлайн-образования в среднем в год растёт на 20%. Прогнозируемый объём рынка к 2023 году — 60 млрд руб.

kak-sozdat-onlajn-kurs-2 Как создать онлайн-курс

При этом в нашей стране практически отсутствует дошкольное онлайн-образование, зато гораздо шире сегмент дополнительных профессиональных онлайн-курсов. Также популярны уроки иностранных языков и саморазвития.

Целевая аудитория

Большинство успешных онлайн-курсов в РФ ориентированы на дополнительное образование взрослых. Интересно, что ядро целевой аудитории составляют женщины без детей, средний возраст которых примерно 25 лет. Они уже являются достаточно успешными специалистами или даже руководителями. Их мотивация — изучить межличностную психологию, саморазвитие и здоровый образ жизни.

По данным того же исследования, большинство обучающихся приходят на онлайн-курсы для оттачивания навыков основной работы. На втором месте — обучение для самосовершенствования и «для себя», чтобы просто узнать что-то новое. То есть как таковых конкретных карьерных целей люди, которые приходят в онлайн-школы в России, не ставят. Возможно, поэтому так популярны онлайн-курсы по саморазвитию, фитнесу, здоровому образу жизни, самомотивации.

kak-sozdat-onlajn-kurs-3 Как создать онлайн-курс

Интересно, что в денежном выражении основную долю рынка занимают иностранные языки, маркетинг и IT-сфера. Именно эти направления популярны в онлайн-сегменте.

kak-sozdat-onlajn-kurs-4 Как создать онлайн-курс

В категории «Маркетинг» лидируют онлайн-курсы по SMM и SEO.

По статистике самый крупный средний чек за онлайн-курсы составляет 24,2 тыс. руб. Он приходится на категорию бизнеса и управления. Средний доход слушателя — 56,4 тыс. руб. в месяц. Самый низкий чек в категориях дизайна и IT — 15,9 и 16,7 тыс. руб. соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего онлайн-курсы покупают достаточно обеспеченные люди, которые хотят чему-то научиться для продвижения в карьере либо в личной жизни.

Тренды рынка онлайн-курсов

Общемировые тенденции онлайн-образования:

  • использование искусственного интеллекта — технологии «умного» интерактивного обучения;
  • всё большую долю рынка захватывают крупные корпорации;
  • использование технологий виртуальной и дополненной реальности;
  • расширение обучения на мобильных устройствах;
  • рост популярности корпоративного обучения;
  • всё более тесной становится связь между образованием и трудоустройством;
  • акцент на развитии творческих способностей и талантов сотрудников;
  • рост популярности языкового обучения.

Тренды на российском рынке онлайн-курсов:

  • востребованными становятся специалисты и руководители образовательных онлайн-проектов, маркетологи онлайн-школ;
  • появляется множество продюсерских центров, предлагающих запуск онлайн-школ «под ключ»;
  • в сегменте онлайн-образования растут зарплаты;
  • растёт число онлайн-школ, открывающихся на готовых площадках типа GetCourse;
  • средняя цена онлайн-курса в РФ — 10-15 тыс. руб.;
  • растёт доля хобби-обучения.

Российский рынок немного отстаёт от мирового, поэтому, чтобы быть в тренде, нужно смотреть и что происходит за пределами нашей страны.

Разработка учебного плана

Второй шаг после выбора темы — разработка программы обучения. Она должна быть хорошо структурирована. Желательно разбить на блоки, подразделы, темы и уроки. По завершении урока должна следовать практическая работа с обратной связью от учителя.

Современные курсы создаются поступенными — доступ к новому этапу только после успешного завершения предыдущего. Обучение не должно быть перенасыщено теорией. Слушатель постоянно должен осознавать, что он прошёл и чего достиг.

Также нужно определиться с техническим форматом курса:

  • серия видеоуроков, доступных для скачивания;
  • онлайн-вебинары, позволяющие общаться со спикером;
  • интерактивный курс: слушатель регистрируется на сайте или в приложении, после чего получает доступ к урокам, видео- и аудиоматериалам, тестам, вебинарам и т. д.

Заранее определите результат онлайн-курса. Как минимум, это должен быть диплом о прохождении обучения. Если уместно, к нему добавляется портфолио работ, созданных во время обучения. Некоторые курсы предлагают выпускной проект, который становится первой работой для портфолио.

В идеале предоставить лучшим выпускникам шанс трудоустройства. Но для этого нужно заранее найти работодателей, готовых к такому сотрудничеству. Возможность получить работу и поддержка онлайн-курса реально существующей компанией будут дополнительными конкурентными преимуществами, о которых можно смело говорить в рекламе.

Исключительно текстовый формат онлайн-курса сделает его невостребованным. Доказано, что информация лучше воспринимается с использованием визуальных образов. Поэтому текстовые материалы должны дополнять, но не составлять основу обучения.

Выбор спикера

Правильный подбор ведущего онлайн-курса — гарантия его успеха. Это главный критерий выбора для обучающегося. Именно преподаватель, его авторитет, успех, опыт, достижения привлекают новых слушателей. Недаром на рекламе большинства курсов крупным планом изображается спикер.

Здесь важно даже не кто ведёт онлайн-курс, а как вы его представите. Покажите в нём именно то, что хотят увидеть потенциальные клиенты.

Создание обучающих материалов

Готовую программу обучения нужно наполнить содержанием и привести в удобный для восприятия вид. Для этого нужно:

  • подготовить картинки: схемы, графики, тезисы, таблицы и т. д.;
  • снять видео;
  • подготовить задания и тесты.

Мультимедийные материалы должны разъяснять то, чему вы учите. Если это работа в какой-то программе на компьютере, то нужно снимать экран и пошагово объяснять то, что вы делаете. Если это хобби, например, вышивка, то нужен крупный план ваших движений. Для общей информации используйте видео спикера, потому что слушателям будет тяжело смотреть исключительно на схемы и картинки: нужно ощущение общения с живым человеком.

Для проверки полученных навыков разработайте простые тесты. Для более сложных и объёмных тем подготовьте задания по созданию собственного проекта.

Выберите платформу для онлайн-курса

Самый простой вариант — вебинары. Для этого понадобится только регистрация на YouTube. Распространять ссылки на занятия можно через социальные сети либо лендинг.

Ещё одно простое решение — заранее записать курс с заданиями и тестами и сохранить у себя на компьютере либо в облаке. Далее его можно продавать через различные онлайн-площадки.

Более сложный, но самый удобный способ создать онлайн-курс — специальные площадки. На них уже подготовлено множество инструментов:

  • можно создавать несколько связанных онлайн-курсов, например, разные ступени обучения;
  • удобно создавать и структурировать уроки, настраивать условия перехода от одного к другому;
  • сам урок можно формировать, как онлайн-страницу с текстом, видео, фото и ссылками на скачивание;
  • на любом этапе можно добавлять тесты с автоматическим оцениванием и допуском к следующему уроку;
  • можно подключать вебинары, настраивать и управлять ими;
  • доступна интеграция с социальными сетями;
  • есть инструменты продвижения курса и его рекламы.

Примеры сервисов:

  • «Антитренинги»;
  • GetCourse;
  • ZenClass;
  • Flora LMS;
  • Learme;
  • iSpring Learn;
  • We Study.

Площадки для создания онлайн-курсов уже раскручены в интернете. Соответственно, и ваш курс с большей вероятностью получит широкую аудиторию. Кроме того, у вашего курса или онлайн-школы фактически будет полноценный сайт, создание которого не требует технических знаний и навыков.

kak-sozdat-onlajn-kurs-5 Как создать онлайн-курс

Продвижение и привлечение учеников

Для успешного продвижения и привлечения первых слушателей вам нужно подумать о демо-материалах. Это бесплатные уроки, вебинары, марафоны или тренинги, которые погрузят слушателей в атмосферу обучения. Но чтобы реально чему-то научиться, им придётся заплатить за основной курс.

Бесплатные уроки и вебинары позволяют в живом общении прояснить спорные вопросы, узнать тонкости обучения, посмотреть и оценить преподавателя и его стиль. То есть цель бесплатных материалов — дать попробовать, продегустировать курс, прежде чем купить.

Рекламную компанию нужно проводить исходя из целевой аудитории. Прежде всего, обратить внимание на соцсети. Где именно находятся потенциальные клиенты, чем интересуются. При отсутствии собственного раскрученного аккаунта можно обратиться к блогерам или тематическим пабликам. Не стоит забывать и о таргетированной рекламе и «Яндекс. Директе».

Полезные советы

Несколько полезных советов, которые помогут создать успешный онлайн-курс:

  • максимально вовлекайте аудиторию в общение: это те клиенты, которые приведут новых либо придут на другие ваши курсы, основа так называемого «сарафанного радио»;
  • используйте чат-ботов и автоматизацию воронки продаж: так вы снимете с себя лишнюю нагрузку и лучше поймёте клиентов;
  • привлекайте к обучению сторонних предметных экспертов;
  • продумайте дизайн: визуальное оформление курса;
  • используйте в обучении диалоговые тренажёры: полезный инструмент для отработки навыков общения.

Чтобы создать онлайн-курс, нужно выбрать удачную тему и изучить целевую аудиторию. После этого важно разработать интересную программу с логичной структурой и проверочными тестами. Технически обучение проще организовать через специализированные сервисы. После того как курс готов, не забудьте о рекламе и продвижении.

4df59d4bba1493246559678040636d78 Как создать онлайн-курс
Author: editorEmail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Другие статьи автора

Добавить комментарий


21818 Как создать онлайн-курс
Обновить

add-stats Как создать онлайн-курс

Новые комментарии

  • 10.03.2021 11:05
    Не совсем понятно, что именно будет в законе

    Подробнее...

     
  • 09.03.2021 14:13
    Спасибо! Буду иметь в виду 8)

    Подробнее...

     
  • 25.02.2021 11:17
    Это нормально. Особенно с учётом пандемии. В этом году прирост % ещё больше будет.

    Подробнее...

yH5BAEAAAEALAAAAAABAAEAAAIBTAA7 Как создать онлайн-курс