pv6 Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера

Каждому успешному публичному выступлению предшествует создание продуманного плана. Спикер разбивает информацию на смысловые блоки (задачи), прописывает структуру, убирает лишнее. Подробный план используют начинающие и опытные ораторы. Это позволяет держаться перед аудиторией уверенно и свободно, а также помогает избежать провала в случае непредвиденных обстоятельств: технического сбоя в показе слайдов, каверзных вопросов публики и пр.

Подготовительный этап

  1. Цель выступления.

Определение цели – ключевой момент, с которого начинается работа над планом. Целью может служить привлечение студентов в онлайн-школу, обучение повышению личной продуктивности, продажа нового продукта и пр.  

  1. Определение целевой аудитории.

Максимальный успех имеют выступления, во время которых спикер «пребывает на одной волне с публикой», говорит на «языке публики», испытывает те же эмоции, что и публика. Поэтому каждая презентация готовится для конкретной целевой аудитории.

Например, презентация нового продукта в кругу коллег и бизнес партнеров радикально отличается от презентации этого же продукта рядовому потребителю. Здесь 2 принципиально разные ЦА. Для каждой из них готовят свою презентацию. Коллеги, партнеры, инвесторы должны увидеть выгоду от производства и реализации продукта. Потребитель – выгоды от его приобретения и использования.

  1. Специфика аудитории.

Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать.

Примеры.

Взрослая публика. Люди зрелого возраста с большим жизненным и  профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений. Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр.

Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей. Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией. Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар.

Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей. Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции. Предложения простые. Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео.

Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным.  Лексикон – понятный для аудитории. Оптимальное количество задач – 3.   

  1. Заинтересованность слушателей в данном выступлении.

Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА.pv1 Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикераpv2 Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикераpv3 Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера

  1. Время выступления.

Определяет сценарий выступления. Также влияет на количество вопросов, которые предстоит рассмотреть во время речи.

При малом лимите времени рекомендуется полностью раскрыть 1 вопрос. Это лучше, чем поверхностно затронуть 4-5 вопросов, оставив нераскрытые моменты.   

Структура плана

План любой публичной речи подчиняется классическим законам композиции. Состоит из 3-х основных частей.

  1. Вступительное слово. Служит для установки контакта с аудиторией, подготовки публики к восприятию информации. Занимает не более 20% от всего выступления. Причем первые 1,5 минуты выступления – единственный шанс впечатлить и заинтересовать публику, установить с ней эмоциональную связь.

У  спикера не более 90 секунд, чтобы расположить к себе аудиторию. Из них: 

  • 7 секунд – первое впечатление (позитивное либо негативное), которое производит оратор во время выхода на сцену, еще до того, как начнет говорить;
  • 50-60 секунд – подтверждение первого впечатления либо разочарование в первом позитивном впечатлении (первое негативное впечатление практически не изменяется);
  • остальное время – укрепление мнения, которое сложилось о спикере в первые 60 секунд. 
  1. Основная часть. Собственно презентация с кульминацией. Длится не менее 60% времени выступления. Во время презентации полезно несколько раз делать смысловые паузы. Паузы заполняют подходящими краткими историями, видеороликами, уместными шутками, вопросами, включающими творческое мышление присутствующих. Прием снимает напряжение, «перезагружает» мозг, позволяет лучше усваивать информацию. 
  1. Выводы. Заключительная часть, в которой ведущий напоминает ключевые моменты, подводит итоги. Заключение должно перекликаться со вступительным словом и оставлять яркое, позитивное впечатление о речи в целом. Требует до 20% отведенного времени.

Вступительное слово

Речь всегда начинается с приветствия. Обращения подбирают в зависимости от публики и цели выступления. Можно использовать:

  • дорогие друзья;
  • уважаемые коллеги;
  • дамы и господа и пр.

Сразу за приветствием оратор делает публике комплимент.

Пример. «Для меня большая честь выступать сегодня перед интеллектуальной элитой нашего города». «Очень рад выступать перед студентами университета, в котором учится самое большое количество гениальных людей в нашей стране».

В третьем-четвертом предложении оратор представляется: называет свое имя, должность/ученую степень.

Пример. «Меня зовут Степан Иванов. Я креативный директор компании “Циклоида-23 век”».

После самопрезентации выполняют гармоничный переход к основной части одним из способов.

  1. Сторителлинг. Отлично работает короткий рассказ, тема и/или мораль которого перекликаются с темой выступления. Можно упомянуть маленькое событие, произошедшее перед выходом на сцену или личный жизненный опыт. Прием уместен во многих случаях, включая обучающие семинары, презентации перед молодой аудиторией, торжественные речи. 
  1. Личный контакт. Это обращение к аудитории. Считается, что способ подходит для работы перед малой, хорошо известной аудиторией. Однако, человек, которого знают присутствующие, может им грамотно воспользоваться. 
  1. Точки соприкосновения. Это все то, что объединяет оратора с публикой: эмоции, проблемы, пережитая травма, общие цели и т.д. 

Пример. «Когда основал свое дело, я столкнулся с теми же проблемами, что и вы сейчас. Я не мог найти квалифицированные кадры. У меня были проблемы с арендой. Меня кидали поставщики. Я не знал, как привлечь и удержать клиентов. Я тратил огромные деньги на рекламу, которая увеличивала только мои долги. 2 года я балансировал на грани банкротства…»  

  1. Юмор. Уместная шутка отлично располагает к себе аудиторию. Например, в одном из выступлений, Джеймс Ренди использовал обращение к публике в комбинации с юмором. 
  1. Повод. Оратор четко озвучивает событие, которое стало причиной мероприятия (юбилей, годовщина образования компании, выход компании на мировой рынок и т.д). 

Пример. «Сегодня мы отмечаем юбилей эксперта высочайшего уровня, прекрасной женщины, человека, без которого нашей компании пришлось бы очень туго, Анны Семеновны».  

  1. Вопрос, взывающий слушателей к размышлению. Сразу включает присутствующих в работу. Эффективен на выступлениях перед подчиненными, коллегами, рабочей группой, студентами. 

Пример. «Как вы считаете, какие законы квантовой механики можно использовать при создании аппарата для полетов в другие звездные системы?» 

  1. Прямой переход. Применяется, когда необходимо сразу переходить к делу. Подходит для второго и последующих семинаров из цикла (публика уже знает спикера и представляет, о чем пойдет речь). Также актуален в условиях жесткого лимита времени, на выступлениях в кругу сослуживцев и пр.

Далее обозначают тему и начинают основную часть.

Основная часть

В основной части оратор поднимает актуальность темы и раскрывает ее. На этом этапе составления плана прописывается последовательность изложения информации, которая помогает сделать речь логичной и понятной.

Чтобы поддерживать интерес и внимание публики, а также обеспечить качественное усвоение информации, основную тему, дробят ее на несколько задач. Каждую задачу «упаковывают» в смысловой блок. Оптимальное количество блоков 3-5.pv4 Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера

Некоторые специалисты увеличивают это количество до 7-9 блоков. Однако, чем больше задач, тем хуже слушатель усваивает информацию. Чем моложе публика, тем меньше задач можно поднимать в одном выступлении (1- для детской публики; 3 – для подростков и молодежи; 3-5 – для взрослой аудитории). 

Если не получается ограничиться 3-5 задачами, стоит рассмотреть возможность проведения 2 или более выступлений по данной теме.  

Чтобы убедиться, насколько легко запоминается материал, разбитый на маленькие блоки, достаточно посмотреть обучающие видео Чарли Хуперта. Хотя Хуперт выступает перед камерой, а не перед залом, данный пример может быть полезен при подготовке к онлайн и оффлайн выступлению.

В среднем продолжительность урока у Чарли 11-13 минут, из них:

  • 40-70 секунд – актуальное вступление;
  • около 8-10минут – основная часть с пошаговым изложением информации и необходимыми объяснениями;
  • 60-80 секунд заключение с выводами и полезными советами.

 За 1 урок Чарли поднимает только 1 тему, поэтому зрителю не составляет труда запомнить и усвоить информацию.

Смысловые блоки выстраивают по законам логики, так, что каждый следующий вытекает из предыдущего, либо наглядно связан с ним.

Во многих случаях можно использовать прием «Качели». При этом публика поочередно испытывает негативные и позитивные эмоции. Прием актуален для презентаций товара с целью его продажи. «Раскачивая качели» оратор в нужный момент добивается максимально позитивных эмоций у зрителей и делает предложение. Подогретая публика его охотно принимает.  

Кроме четкой структуры в план вносят необходимую информацию: числа, даты, цитаты, афоризмы, шутки, которые будут в речи.

Заключение

В финальной части выступления оратор напоминает публике наиболее важные аспекты темы, подводит черту. Поэтому в последний раздел вносят ключевые моменты всей речи, выводы, итоги. 

Анализ и редактирование плана

Готовый план внимательно перечитывают, проверяют каждый пункт, вносят коррективы. На его основе пишут речь. Текст вычитывают и проговаривают перед зеркалом либо помощником.

Если речь кажется тяжелой, скучной, нелогичной, неубедительной, долгой, и/или между смысловыми блоками нет плавных переходов, план перерабатывают. Убирают лишнее, добавляют факты со ссылками на авторитетные источники, цифры, статистику, показатели эффективности и пр. 

В соответствии с планом готовят презентацию: слайды, картинки, видеоролики, располагая их в строгом порядке. Сам план выступления на сладах не пишут, со слайдов не читают.

Вся важная информация, которую сложно запомнить, также должна быть вынесена в план (формулы, фамилии, названия ресурсов с адресами, если спикер на них ссылается и пр.). Это нужно для того, чтобы быстро ответить на возможные вопросы присутствующих и успешно провести выступление, даже при проблемах с показом слайдов.

План рекомендуется держать план под рукой в распечатанном виде либо на портативном электронном устройстве. Наличие плана придает уверенность на сцене, исключает заминки и неловкие паузы, помогает выдержать атаку тех, кто приходит с целью сорвать речь и выставить спикера в негативном свете.

Для показа слайдов и плана лучше использовать разные устройства. Так технические проблемы с одним устройством не смогут полностью испортить выступление.  

4df59d4bba1493246559678040636d78 Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера
Author: editorEmail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Другие статьи автора

Добавить комментарий


33793 Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера
Обновить

add-stats Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа

Новые комментарии

  • 18.04.2024 07:04
    Free Instagram Tools: Instagram followers Free: https://freeinsta.net/free-instagram-followers

    Подробнее...

     
  • 11.04.2024 12:23
    Just stay foccused and realize that trying harder is always better.] https://penzu.com/p/ee3fa8fb4de885b8 ...

    Подробнее...

     
  • 04.04.2024 17:47
    Just stay foccused and realize that trying harder is always better.] ...

    Подробнее...

yH5BAEAAAEALAAAAAABAAEAAAIBTAA7 Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера