Онлайн-марафон — это интерактивный обучающий курс, в рамках которого участники выполняют задания и в итоге приходят к конкретной поставленной цели. Обычно проводится бесплатно перед продажей основного онлайн-курса для привлечения аудитории. Расскажем, как создать онлайн-марафон для своего курса, как правильно его подготовить и провести и в чём отличия от обычного вебинара.
Преимущества и отличия онлайн-марафона
Каждая онлайн-школа по-своему подходит к созданию марафонов. Для кого-то это инструмент привлечь к себе внимание, но некоторым удаётся ещё и заработать. Главная особенность онлайн-марафона — активная вовлечённость участников. На вебинаре они являются пассивными зрителями. Максимум участия — это возможность задать вопросы и предложить свои решения. Но и в этом случае активность ограничена временем и техническими возможностями.
При онлайн-марафоне обучение происходит через выполнение заданий. Теоретический материал тоже даётся, но в более динамичной и краткой форме. Участникам предлагается научиться самим, пройдя через собственные ошибки и проверив свои силы. В этом ключевое отличие онлайн-марафонов от других способов обучения и привлечения слушателей.
Цели проведения онлайн-марафона:
- привлечение внимания к онлайн-школе или курсу;
- раскрутка блога или паблика в соцсетях;
- реклама товара или услуги;
- прямой заработок на марафоне.
Марафоны бывают платными и бесплатными. Платные подходят для раскрученных онлайн-школ в качестве дополнения к обучающим программам. Они могут объединять и отрабатывать на практике материал нескольких онлайн-курсов. Бесплатные марафоны проводятся в рекламных целях, чтобы впоследствии участники купили онлайн-курс.
Как проходит онлайн-марафон
Общий порядок проведения онлайн-марафона:
- Подготовка и анонс мероприятия. Активная компания начинается за 2-3 дня, но первая информация может публиковаться и за неделю.
- Набор участников. Бесплатные марафоны могут проводиться для всех подписчиков, поэтому списка конкретных участников заранее нет. При закрытых или платных мероприятиях подаются заявки на участие.
- Непосредственное проведение марафона. Участники получают задания по электронной почте либо прямо в аккаунте в соцсетях. Далее им нужно выполнить задание и отчитаться о результате. Чаще всего нужно опубликовать его у себя в соцсетях.
- Определение победителя. Обычно в марафонах есть соревновательный элемент, особенно в бесплатных мероприятиях. Дополнительно он является и стимулом участия. Победитель определяется либо организатором по заранее опубликованным критериям, либо самими участниками.
- Подведение итогов. По окончании марафона публикуется итоговый пост. В нём указывается число участников, подводится итог, что они сделали, чему научились и чего достигли, кто победил. Также спрашивается мнение сторонних зрителей и участников об их впечатлениях от участия и результатов. Параллельно организатор марафона должен проанализировать статистику и сделать для себя вывод, достигнуты ли поставленные цели.
Подготовка к марафону
Что нужно, чтобы провести успешный марафон:
- достаточное количество участников;
- площадка для проведения.
Техническое оснащение не так важно, как при проведении вебинаров. Зрительный контакт с участниками и публикация каких-либо видео не обязательны, поэтому можно обойтись и без веб-камеры.
Самое важное при подготовке онлайн-марафона — это продумать и привлечь участников. Поэтому заранее нужно:
- определить целевую аудиторию;
- найти тему, которая её заинтересует;
- определить, чем именно получится «зацепить» клиентов;
- выбрать способ рекламы предстоящего мероприятия, чтобы охватить максимум целевой аудитории.
Целевая аудитория определяется исходя из направления вашей онлайн-школы. Проще всего работать с уже имеющимися подписчиками. Для привлечения новых можно использовать следующие варианты рекламы:
- У блогеров. Обойдётся от 2000 рублей за пост.
- В тематических пабликах. Будет стоить чуть дешевле: от 1000 рублей за пост.
- Таргетинг в соцсетях. Компания по привлечению целевых подписчиков обойдётся в 15-30 тыс. рублей.
- Рассылка. Сейчас более актуальна в соцсетях, чем по email. Существуют специальные сервисы, позволяющие делать рассылку без риска попасть в спам, например, Senler и «Гамаюн».
Для большего охвата аудитории можно разместить марафон на одной из площадок-агрегаторов онлайн-курсов. Есть даже специализированные, где собирают исключительно онлайн-марафоны. Например, на сайте «Марафонатор» собраны бесплатные марафоны со всего рунета.
Выбор площадки и формы проведения марафона
Есть 2 способа провести онлайн-марафон:
- через соцсети, используя сторонние дополнения;
- через специальное приложение/платформу.
Чаще всего марафоны проводятся в соцсетях. Самыми популярными являются Instagram и «ВКонтакте». Задания тоже публикуются в постах либо рассылаются участникам по email. Требование большинства онлайн-марафонов — публикация выполненных участниками заданий.
Но есть и специальные сервисы для проведения онлайн-марафона. В них интегрируются все технические возможности, что избавляет от необходимости дублировать марафон в разных соцсетях, привлекать сторонние сайты. Примером таких площадок являются Mogoo и GuruCan.
Особенности платформ для онлайн-марафонов:
- объединение всего функционала в одном приложении;
- возможность создавать уроки и распределять их по разделам;
- загрузка фото- и видеоконтента;
- можно создавать опросы для участников;
- общение в личном и групповом чате;
- приём оплаты онлайн.
Минусом такого варианта является необходимость скачивать приложение либо регистрироваться на сайте. Однако после этого вся активность сосредоточена в одном месте и нет необходимости одновременно отслеживать соцсети, email и сообщения в мессенджерах.
Советы по удержанию аудитории
Часто бывает так, что яркая рекламная компания привлекает в марафон множество участников, но их ожидания не оправдываются. Люди теряют интерес на полпути и выходят из марафона. Чтобы этого не произошло, нужно всегда поддерживать внимание участников и пассивных подписчиков.
Способы оживить онлайн-марафон:
- прямые эфиры;
- конкурсы в сторис;
- ролики в IGTV.
Чередуйте публикации различного рода и контента, но в каждой из них должна присутствовать отсылка к проходящему онлайн-марафону. Поддерживайте вовлечённость подписчиков на протяжении всего мероприятия.
Как провести онлайн-марафон в «Инстаграме»
«Инстаграм» — одна из самых популярных площадок для онлайн-марафонов. Во-первых, здесь самая молодая и активная аудитория. Во-вторых, идёт упор на визуал, фото и видео, что воспринимается лучше, чем текст. В-третьих, в «Инстаграме» множество возможностей для создания вовлекающих постов и есть инструменты для отслеживания статистики.
Инструкция, как провести онлайн-марафон в «Инстаграме»:
- Опубликуйте анонс. Это должен быть яркий информационный пост о предстоящем событии. Публикуется за 3-7 дней до начала марафона.
- Проведите рекламную компанию, используя хэштеги. Сотрудничайте с популярными пабликами и блогерами либо апеллируйте к своим подписчикам.
- Начните марафон с прямого эфира. Вовлеките участников к общению и настройте на активную деятельность. Мотивируйте тем, что они получат в результате марафона.
- Раздайте задания. Опубликуйте общее задание для всех либо разошлите его в личных сообщениях. Если марафон платный либо закрытый, то создайте для него отдельную страничку. Пригласите участников на неё подписаться. Далее уже в этом новом паблике разместите задания марафона.
- Расскажите участникам, как нужно публиковать выполненные задания. Придумайте единые для всех хэштеги. Дублируйте все либо только лучшие результаты в паблике марафона. Призывайте других участников их комментировать.
- При необходимости чередуйте задания с прямыми эфирами. Привлекайте участников к общению в сторис. Разбавляйте марафон опросами и викторинами.
- Объявите завершение марафона. Анонсируйте подведение итогов.
- Назовите победителя. Опубликуйте итоговый пост по результатам марафона. Пригласите участников обсудить мероприятие и его результат.
- Пригласите участников в свою онлайн-школу.
После проведения онлайн-марафона посмотрите, как поменялась статистика вашего аккаунта в «Инстаграме»: увеличилось ли число подписчиков и охват аудитории, сколько появилось новых лайков и комментариев.
Как провести онлайн-марафон во «ВКонтакте»
Принцип проведения марафона в ВК аналогичен, но есть некоторые нюансы, связанные с особенностями этой социальной сети. У неё более продвинутый функционал, особенно в части автоматизации общения с аудиторией.
Как проводится онлайн-марафон:
- Создаётся отдельная страница, группа или мероприятие.
- Созданную страницу нужно оформить, учитывая тематику марафона. ВК больший упор делает на текстовый контент, поэтому с визуальным оформлением нужно постараться. Прежде всего, должен быть яркий баннер с анонсом марафона.
- Приглашаются подписчики.
- Дальнейшая работа может вестись вручную, как в Instagram, либо частично автоматизировано.
При помощи ботов в ВК онлайн-марафон либо его часть можно превратить в автоматизированную воронку продаж. Например, используя сервис Active Users. С его помощью можно организовать автоматические ответы на запросы, принятие в группу, рассылку сообщений разного содержания и периодичности в зависимости от действий конкретного участника. Также можно проследить, на каком именно этапе клиент уходит из воронки продаж.
В сервисе есть уже готовый каталог приложений, которые можно поставить на страницу марафона. Для этого достаточно лишь ввести свою ссылку, заменить картинки и текст. Например, есть приложение «Викторина». Оно позволяет не только задавать вопросы и присылать задания, но и начислять баллы за участие и правильные ответы. Можно использовать автоматическую систему рейтингов для мотивации активности участников.
Советы и типичные ошибки
Онлайн-марафон — это точка старта воронки продаж. Проходя с этапа на этап, участник всё больше вовлекается в работу, получает результаты и подогревает собственный интерес. А организатор в режиме реального времени может отследить результат и момент, когда цепочка разрывается. В этом неоценимое отличие онлайн-марафона от других способов вовлечения клиентов. Нигде более невозможно достичь настолько быстрой обратной связи.
Но нужно учитывать много нюансов. Одним из главных является различие между социальными сетями. Одни инструменты работают в ВК, другие в Instagram. Не говоря уже о существенных различиях в целевой аудитории этих соцсетей.
Советы, как избежать ошибок:
- подстраивайте онлайн-марафон под то, что вы продаёте, а не продукт под марафон;
- уделяйте внимание целевой аудитории: ваш марафон должен решать конкретную проблему, которая для неё актуальна;
- продумывайте текст и оформление офферов: они должны быть цепляющими;
- не перегружайте заданиями, в онлайн-марафоне они должны быть доступны и не слишком сложны;
- не забывайте о мотивации — она должна соответствовать целевой аудитории, например, ошибкой будет предлагать фотосессию в качестве подарка за победу в марафоне по похудению: очевидно, что люди с лишним весом неохотно фотографируются.
Онлайн-марафон — хороший способ начать продажи нового онлайн-курса либо расширить аудиторию уже существующего. Это вид воронки продаж с высокой активной вовлечённостью клиентов и быстрой обратной связью. При проведении марафона нужно исходить из проблем, потребностей и мотивации целевой аудитории.
Подробнее...